Елена Винокурова

О русском театре замолвите слово

Русский театр уничтожают пришедшие к высшей политической власти приблизительно двадцать лет назад буржуа и служащие капиталу армии буржуазных чиновников. Впрочем, эти чиновничьи армии уничтожили и продолжают уничтожать не только театр, русскую, еще недавно - советскую многонациональную культуру, уничтожив целую страну Советов.

Но, сегодня речь пойдет именно о печальной судьбе русской культуры при буржуазной власти и ее важной части, искусстве музыкального театра, разделяющего судьбу страны, народа, культуры и искусства в современной России, об история, которая происходит в Большом театре, тонущем, будто «Титаник» вместе с другими известными столичными театрами, как и театрами глубинки России.

Что же все-таки происходит? Отчего?

Театр на Таганке, Московский театр имени Гоголя. С этих театров начинается горький список театров, «расстрелянных», говоря образно, либо «приговоренных» к уничтожению русских, еще недавно, блистательных советских театров.

Уничтожен, как уникальнейший архитектурный и исторически-культурный памятник, снесенный с лица земли, Большой театр. Ведь, никого не сможет обмануть тот «отреставрированный Большой», реконструированный новодел, что похож на турецкую баню, одновременно и на какой-нибудь колониальный магазин, каких мы множество повидали при буржуазной реставрации, - «Ашан», «Мега» и прочие уродливые «архитектурные творения» от «культурного» необуржуа.

Буржуа, по-видимому, мало уничтожить здания театров. Буржуа понадобилось разгонять труппы и основу всякого театра, театральные школы. При этом чиновники от культуры не просто выгоняют на улицу актеров, но устраивают показательные, расправы над труппами, худруками и режиссерами театров, затевая скандальные интриги в театре и, даже, не гнушаясь, как мы видим на примере трагедии в ГАБТе, «введением в действо» развала театра элементов открытой и бесстыдной уголовщины.

Не все театры поддались «контр культурному» натиску.

Приведу следующий пример, сказав несколько слов о Малом театре, что стоит по соседству с театром Большим.

Много раз «осаждаемый», подверженный испытаниям, в том числе, финансовым и моральным - Малый театр имени Островского выдерживал множественные попытки «прорыва и слома театра» со стороны определенных политически и финансово направленных сил, как и попытки захвата, слома театра, разгона его труппы и школы.

Малый театр - это тот коллектив, который выстоял в период контрреволюции, смуты, политического переворота с 1991-1993 годов и служит во славу русской Мельпомены по сегодняшний день.

Слава его творческому коллективу, преподавателям его школы, как и любимому, ценимому тысячами знатоков и поклонников русского театрального драматического искусства в России и по всему миру, культурнейшему, образованнейшему, выдающемуся русскому советскому актеру и режиссеру, народному артисту СССР, профессору, бессменному художественному руководителю Малого театра с 1988 года, ЮРИЮ МЕФОДЬЕВИЧУ СОЛОМИНУ.

Здесь мы упоминаем, лишь, о столичных театрах, когда театральную культуру - стерли с лица земли окончательно и в провинции. Вы, уважаемые читатели, без труда сможете найти столько театральных драм и трагедий, что Вам станет трудно дышать от гнева, И эти драмы и трагедии не играны на сценах провинциальных театров, они играны актерами провинциального русского театра в жизни и в личных жизненных актерских драмах и трагедиях.

Русский театр. Еще недавно - советский театр, как единый организм.

Что это такое? Почему он создан и, может быть, вовсе не нужен нации, гордо зовущей себя РУССКИМИ, еще недавно - советскими гражданами? Может быть, ТЕАТР вообще не нужен ни одной нации, ни одной стране на свете? Театр - не кормит, не одевает, не избавляет страждущих от боли или болезней, не продвигает человечество в познании природы и самого себя?

Зачем он нужен был всегда и нужен ли теперь?

Каждый, читающий эти строки, возможно, сочтет вопросы, заданные здесь - риторическими вопросами. Ибо, несмотря на слишком быстро, почти молниеносно внедряемые БЕСКУЛЬТУРНУЮ МЕРЗОСТЬ И СЕРОСТЬ В НАШЕЙ СТРАНЕ, усиленно навязываемую мерзость человеческого запустения антигероем нового времени, нуворишем, буржуа, проползшим, будто змея, к сердцу нашей страны, нашей Родины-СССР и убившим ее, КУЛЬТУРА, В ТОМ ЧИСЛЕ, КУЛЬТУРА РУССКОГО ТЕАТРА, ЕЩЕ НЕДАВНО - БЛИСТАЮЩАЯ МНОГОНАЦИОНАЛЬНАЯ СОВЕТСКАЯ, ОСНОВАННАЯ НА ГЛУБИНЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ДРАМАТИЧЕСКОГО УНИКАЛЬНЕЙШЕГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА, РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ПО СИСТЕМЕ И УЧЕНИЮ СТАНИСЛАВСКОГО, КУЛЬТУРА НАША - ЖИВА ВСЕМ СМЕРТЯМ НАЗЛО.

Жива русская (советская) культура, культура театра, которая позволила научиться показывать зрителю с подмостков театра такие произведения театрального искусства, которые рассматривали бы социальные, типичнейшие ситуации из жизни общества и отдельного человека в данных политико-социальных условиях, которые совершенно реалистически рассказывали о том, к чему данные условия существования социума приводят отдельного человека, если они, эти условия, чрезвычайно плохи. Или же, наоборот, соцреалистические произведения драматического или любого другого театра, показывают, КАК ХОРОШО МОЖЕТ СЛОЖИТЬСЯ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА, ЕСЛИ ЭТИ УСЛОВИЯ ЗАМЕНИТЬ НА ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ХОРОШИЕ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ.

Таким образом, при Советской власти, в советском театре, будь то драматический музыкальный или любой другой театр, было создано СОЦИАЛЬНО-РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ, единственно верное, правдивое и искреннее, единственно интересное человеку и зрителю, НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕАТРАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Почему я подчеркиваю - «В СОВЕТСКОМ ТЕАТРЕ»? Да только лишь потому, что, как бы плоха ни была позднейшая советская действительность, когда «сдача страны», готовность ее к буржуазной реставрации являлись лишь вопросом считанных лет и именно тогда, все-таки, отсутствие беспредельного беззакония частнособственнического интереса позволяло создавать и поддерживать адекватные условия для относительно свободного творчества и коллективов, и отдельных художников.

Для примера: один из новых директоров, сломавший и уничтоживший один из московских театров, ни мало не смущаясь, рассказал перед телекамерами, что, мол, он уничтожает ПРОКЛЯТЫЙ СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ТЕАТР, РАБОТАВШИЙ ПО СИСТЕМЕ СТАНИСЛАВСКОГО И ЕМУ, ТАКОМУ ТЕАТРУ, НЕТ МЕСТА НА ЗЕМЛЕ - ЭТО, МОЛ, НЕ ИСКУССТВО(?!).

Когда этого, «взыгравшего и возрадовавшегося» незадачливого разрушителя данного ему под начало театра, вежливо спросили: «Каким же вы, уважаемый, видите современный и адекватный новым временам театр и что должен играть и показывать зрителю подобный новый театр?», этот ужасный директор и глазом не моргнув, ответил: «театр должен быть ни о чем» [я цитирую, потому что меня диалог о сущности театра потряс до глубины души, врезавшись в память навечно].

Кто-то скажет мне, упрекая в лишнем упоминании «СОЦРЕАЛИЗМА, который всем надоел с его бесконечной любовью на фоне производства», имея в виду, как думается, СОВЕТСКИЙ («хрущевский», или позднейший, «серо-кардинальский») СОЦИАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ.

Не откажусь от попытки объяснить разницу между соцреализмом истинным и его ложным двойником неискушенным душам, рассуждающим о СОЦРЕАЛИЗМЕ на следующем примере: допустим, что художественному руководителю балетной труппы велят вводить в балете «Лебединое озеро» такие позы принца Зигфрида и Одетты, которые в адажио станут поминутно напоминать зрителю известный памятник «Рабочий и колхозница», то это будет, как говаривал Иосиф Сталин (достаточно хорошо разбиравшийся, отдадим ему должное, в вопросах теории искусства), «не соцреализм никакой, а вредительство врагов народа» и был бы полностью прав.

Так, почему же, отчего, все еще живет, КУЛЬТУРА РУССКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА, не взирая на слом, деструктуризацию и усиленные попытки ее уничтожения. Где и в чем причина стойкости ее?

Человечество не стало бы человечеством разумным и творчески созидающим, если бы не имело потребность смотреться на собственное отражение в зеркале своей, такой хрупкой, тонкой, ранимой, живой и подвижной человеческой души. Души, которая позволила стать человеку творцом, организатором собственного жизненного пространства вокруг себя самого, тогда слово «вокруг» - обозначает огромное, все расширяющееся пространство размером с целую вселенную.

Таким ЗЕРКАЛОМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА СТАЛО ИСКУССТВО вообще, и, в частности, ИСКУССТВО ТЕАТРАЛЬНОЕ.

Ретроград уходящего в небытие политического класса капиталист-буржуа, как и все на свете представители отмирающих классов, пытается унести в предстоящее ему небытие все то прекрасное, что сделало человека человеком и помогает человечеству двигаться вперед, в небо и к звездам, превратив прежде всего свой дом родной, Землю, в цветущий райский сад, воспетый в мечтательных легендах, религиозных мифах и народных сказаниях, как самое главное стремление вида и рода «Homo sapiens sapiens».

Какие важные части жизни человеческого сообщества уничтожаются смердящим, гниющим заживо капиталистом, привносящим гниение во все, чего касается его рука и взгляд, - скажем для наглядности и понимания, - отлично показанным Федором Михайловичем Достоевским в образе Смердякова?

А, вот и посмотрите сами на одно лишь поверхностное упоминание уничтожаемого здесь, сейчас, теперь на наших с Вами же глазах НАШЕГО ВСЕОБЩЕГО БОГАТСТВА, КОТОРОМУ НЕТ ЦЕНЫ:

НАУКА, СПОРТ, МЕДИЦИНА, ОБРАЗОВАНИЕ, КОРМЯЩЕЕ МИР СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, не могущая в последние времена существовать без ОБШИРНЫХ НАУЧНЫХ ПОЗНАНИЙ И ОТКРЫТИЙ, без здорового, сытого, хорошо одетого, покинувшего по выходе на работу свой прекрасный личный дом, квартиру или пентхауз, которого, поверьте, ДОСТОИН КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК уж за то, что он человек творческий (каждый из нас, ведь, рожден ИМЕННО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА, НО НЕ ДЛЯ РАБСТВА В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ФОРМЕ).

И так устроена жизнь человеческого сообщества, что она не сможет обойтись без трудящегося интеллектуально развитого, всемерно образованного в массе своей работника, который, закончив свой рабочий день, не предавался бы утонченному интеллектуальному отдыху, каким, например, видится, в том числе и театр, именно для этого и служащий.

Гармоничному человеку и впрямь нужен такой отдых, во время которого созревают в душе человека ИДЕИ ТВОРЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К ТРУДОВЫМ СВОИМ ЗАДАЧАМ.

Как в новейшей России происходит, например, уничтожение театра, мы попытаемся рассмотреть на примере театров московских, ломаемых и уничтожаемых громко, скандально, страшно и у народа - труженика, народа - налогоплательщика, на виду.

Приходит неизвестно откуда взявшееся двуногое прямоходящее плотоядное существо и объявляет, что «оно» будет в театре директором (или, скажем, директором департамента культуры, не суть). Затем, чтобы как-то обогатиться и что-то своровать ради накопления своего первоначального капитала, СНОСИТ (под лозунгом «переоборудования-реконструирования») историческое здание театра, забрав при этом деньги из государственной казны «НА РЕКОНСТРУКЦИЮ», то есть, деньги НАЛОГОПЛАТИЛЬЩИКА и НАРОДА - наши с Вами деньги.

Когда же этого, неизвестно откуда взявшегося «театрального деятеля» вот-вот начнут спрашивать «о реконструкции и прочей ерунде», начинается «второй и заключительный акт трагедии» уничтожения театра: УНИЧТОЖЕНИЕ ТРУППЫ. Ибо, пока есть школа театра, труппа - жив и театр. Отлично слаженный театральный коллектив сможет играть свои спектакли и в чистом поле, и в ярмарочном балаганчике, что доказал давным-давно небезызвестный нам всем театр «Глобус» и по сей день стоящий в городе Лондоне и не только в качестве музея, но и как работающий для зрителя театр.

Рассмотрим на живых примерах, как же уничтожались два театра в Москве.

Смерти «нечаянные» - были, инфарктов - примеров и не сосчитать. А инфаркты или инсульты - жизни актеру или режиссеру не прибавят. Без работы, а, стало быть, без куска хлеба актеров оставили? - да не знаю, сколько раз, даже и сколько СОТЕН РАЗ.

Сколько же может прожить без средств к существованию человек, потративший ДЕСЯТИЛЕТИЯ ОБУЧАЯСЬ, ТОЛЬКО ОБУЧАЯСЬ СВОЕЙ ПРОФЕССИИ?

А кто его, этого несчастного актера, заменит на театральных подмостках?

Как мы увидели ранее, без театрального искусства человеческое сообщество обойтись не сумеет, потому что для человеческого существа необходим ХЛЕБ ДЛЯ ДУШИ И ИНТЕЛЛЕКТА, необходим так же, как хлеб насущный.

Заменит ли актера «клоун», будто сошедший со страниц романа Стивена Кинга, романа-ужаса, под названием «ОНО», явившись перед публикой и труппами театров в виде очередных «иксановых», «серебренниковых» и прочих «директоров с руководителями непонятных культур разрушения, грабежа и насилия с призывом к себе подобным вогнать в вечное рабство большинство».

Или, уж если мы ведем рассказ совершенно реалистичный, пытаемся для себя выяснить, «вооружившись циркулем и линейкой, как и калькулятором», - «ЧТО ПРОИСХОДИТ С НАМИ В НАШЕЙ СТРАНЕ И ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ». Выясняем мы с позиций людей культурных, образованных и стремящихся к еще большему уровню культуры и образования, обозначая разбираемые нами предметы аутентичными названиями - заголовками, заглавиями частей исследования, а, при необходимости - именами исполнителей ролей в данном трагическом действе. В эти люди, эти кинговские «клоуны» из романа «ОНО», судя по их образу действий, мышлению, открываемому в высказыванию явившихся нам «директоров, начальников культурных департаментов и прочая, прочая», мы увидели в результате нашего небольшого исследования, что эти кинговские «ОНО», ПОХОЖЕ, ЧТО ПРОВЕЛИ ДОЛГОЕ ВРЕМЯ ВНЕ СОВЕТСКОГО, как и российского СОЦИУМА.

Я не утверждаю, ГДЕ ИМЕННО «ОНИ - ОНО» ПРЕБЫВАЛИ, например, в тюрьмах, СИЗО или каких-то там лагерях ИТК за нарушения права, порядка и закона, возможно, что - за банальное воровство, - а, позвольте, где и когда еще можно так выучиться поливать кислотой худруков и воровать по целому БОЛЬШОМУ или не очень, театру?

НЕ утверждаю, потому что я не знаю. Но, как говорил мэтр и учитель многих поколений театральной школоты, Аркадий Райкин, в своей гениальнейшей миниатюре «Авас»: «тупой доцент не знал, что он грузин, но догадывался»...

Чтобы как-то оправдать дерзкую наглость и свою неслыханную деятельность, эти самые существа, эти «клоуны», зловещие персонажи из кинговских произведений, плетут невиданную ахинею про то, что худруки театра - как на подбор - с «отвратительными нравами и характерами», труппы - «исчадия ада, разложившиеся в пьянстве и разврате, интригах и вымогательстве денег у работодателя»...

А самый главный козырь у подобных деятелей, что, мол, «НЕТ НИКАКОЙ ДОСТОЙНОЙ АЛЬТЕРНАТИВЫ» ТОМУ, КТО «Я ВОТ ТУТ ТЕПЕРЬ ПОБУДУ ДИРЕКТОРОМ, МИНИСТРОМ КУЛЬТУРЫ и ПРОЧАЯ».

Ну, во-первых - АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ИМ ЖЕ САМИМ ОЧЕНЬ ХОРОШО ИЗВЕСТНА - СМЕРТЬ, КАК КЛАССА И ВИДА, та смерть, дыхание которой они, эти деятели, прекрасно осознают, ощущая ее дыхание на своей собственной спине и на собственном затылке, судорожно творя то, о чем мы сегодня с Вами, уважаемые читатели, пытаемся рассуждать, отбросив любые сильные и страстные эмоции, как и сильнейшие слова выражающие их.

Во-вторых - ПРАВО. Нет, не то буржуазное право, состоящее из декларированных законов, пустых слов, на практике обозначающих нечто противоположное заявленному, так, например:

«ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ», а худруков, взятых из рассматриваемых нами примеров по теме об уничтожении русского, по сути своей, советского и многонационального богатейшего культурными традициями театра, - ПОЛИВАЮТ КИСЛОТОЙ, ДОВОДЯТ ДО СМЕРТИ ОТ ИНСУЛЬТОВ ИЛИ ИНФАРКТА, когда героические усилия гонимых, также, как и актеров русских театров, русских медиков, - не дают случиться страшному.

«ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ПРАВО НА ТРУД, НЕ ПРИЧИНЯЮЩИЙ ВРЕДА ЕГО ЖИЗНИ, ДОЛГОЛЕТИЮ И ЗДОРОВЬЮ» - но, актерам ГАБТа, его балетной труппе КАЖДЫЙ ДЕНЬ ПРИХОДИТСЯ РИСКОВАТЬ ЖИЗНЬЮ И ЗДОРОВЬЕМ, ЧТОБЫ ЗАРАБОТАТЬ СЕБЕ КУСОК ХЛЕБА, ПОТОМУ ЧТО ЯМЫ НА НОВОДЕЛЬНОЙ СЦЕНЕ ПОМЕЧЕНЫ КРЕСТИКОМ. ЕСЛИ ТАКИЕ КРЕСТИКИ СЛУЧАЙНО ПРОИГНОРИРОВАТЬ, ТО ЭТИ КРЕСТИКИ ПРЕВРАТЯТСЯ В КРЕСТИКИ НА МОГИЛЕ АРТИСТА.

И множество примеров, друзья, Вы можете привести сами, причем, многие тысячи подобных примеров, руководствуясь собственными наблюдениями о собственной работе там, где Вы ежедневно служите.

Какое же ПРАВО МОЖЕТ ПРОТИВОСТОЯТЬ подобной ситуации положения не только в уничтожаемом нынче русском театре, но и в любой сфере жизни и деятельности ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА?

- МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО.

Вот, тут Гудковым возмущаются, мол-де, плохой Гудков, потому что взял, да и пошел к «потенциальному геополитическому противнику» (этот оборот речи о Гудкове не я придумала, это - русские СМИ), да и «наябедничал на рашку-дурашку». Гудков, являющийся по сути своей обычным новым буржуа, так называемым, новым русским, прорвавшимся к высшему политическому руководству страной, СЛУЧАЙНО СДЕЛАЛ ТО, ЧТО МОГ БЫ СДЕЛАТЬ ВРАГ БУРЖУА, руководимый известным механистическим принципом - «враг моего врага - мой друг» и отправился в «вашингтонские обкомы» НЕ «УЛУЧШАТЬ ГНИЛОЕ БУРЖУАЗНОЕ ПРАВЛЕНИЕ», НО, РАЗРУШАТЬ ЕГО.

Повторю, что Гудков поступил так хаотично-случайно, потому что уверена в том, что «он Маркса не читывал и не собирался».

В этом и вся «соль» анекдота про Гудкова, которую никак не может переварить русский необуржуа, страдающий политической (и не только - политической) олигофренией и «политическим несварением желудка», когда любая «соль» вызывает полную катастрофу буржуазного организма.

Нет, я не призываю, конечно же, развести какое-нибудь бесконечное «Дело Дрейфуса», обращаясь в какой-либо международный суд всякий раз, когда права трудящихся на труд станут нарушаться очередным прислужником необуржуя, буржуазным чиновником, но напоминаю о том, что «друг всякого вора - мрак и темнота» И всякий вор, паче смерти своей, боится света и оглашения его воровства на целый божий мир и свет.

Вот такому нехитрому доброму делу и служат дела, рассматриваемые международным правом, оглашаемые международной прессой.

И последнее, о чем мне хотелось бы «бросить реплику под занавес».

Всяческие иксановы и иже с ними утверждают, что, мол-де, «НАС НЕКЕМ ЗАМЕНИТЬ».

И так, как я утомила несчастного читателя своим длинным, как и скучнейшим докладом, то я ограничусь лишь одним примером, взятым из недавней истории русского театра, в одной из документальных хроник театральной жизни: «1988 году Ю. М. Соломин коллективом Государственного Академического Малого театра был избран (первым среди руководителей театра за долгую историю) его художественным руководителем, а затем назначен на эту должность решением Правительства России. За прошедшие годы ему удалось сохранить традиции театра, создать практически заново репертуар, сохранив спектакль «Царь Федор Иоаннович» в постановке Равенских и «Вишневый сад» в постановке Ильинского, сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив театра (более 600 человек), включая уникальную труппу, в составе которой народные артисты СССР Э. Быстрицкая, В. Коршунов, Е. Самойлов, народные артисты России В. Бабятинский, Я. Барышев, В. Бочкарев, В. Борцов, Ю. Васильев, А. Евдокимова, В. Езепов, Т. Еремеева, Ю. Каюров, Н. Корниенко, И. Ликсо, Э. Марцевич, А. Михайлов, И. Муравьева, В. Павлов, Т. Панкова, А. Потапов, М. Седова, Е. Солодова, Л. Юдина; без малого тридцать заслуженных артистов России, талантливая молодежь.
В 1990 году Ю. М. Соломин был назначен на пост Министра культуры в состав первого Правительства РФ. За 2-летний период пребывания на этой должности ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества. Так, он смог подготовить и выпустить Постановление Совета Министров РФ по реорганизации деятельности театров, которое отменило целый ряд устаревших постулатов, норм и правил, мешающих творчеству режиссеров, актеров, что на определенном этапе способствовало повышению творческой активности театров страны». (Отрывок из истории русского театра и театральных хроник взят из театральной энциклопедии.)

Апрель 2013
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№2 (37) 2013
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Наши товарищи
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента