Валерий Подгузов

38 лет по наклонной вниз,
32 года под запретом

В марте 2023 года так или иначе, но мировая общественность отметила 70-летие с того дня, когда Сталин физически покинул отвоеванный, построенный, ещё раз отвоеванный и ещё раз отстроенный, под его личным руководством, СССР. Уже новые поколения несут к его могиле красные гвоздики, другие продолжают валить на неё заказной мусор.

Постепенно к левым теоретикам приходит понимание, что все эти 70 лет из общественного сознания, иногда нагло, иногда хитро выдавливался марксизм, прежде всего, в его сталинском победоносном варианте. Сначала, сознание живых людей, содержавшее в себе кое-какие положение аутентичного марксизма времён Сталина, было изрядно разбавлено патетикой волюнтаризма, читай, безграмотностью хрущёвины. Во времена Брежнева сознание партийных кадров и народа деградировало чуть медленнее, но все усилия партийной профессуры развить науку об обществе, породили лишь сотни академиков и докторов, пожелания друг-другу «развитого социализма», гору макулатуры по этому поводу, но ни одного имени, которое было бы дорого «материи истории» и ни одного шага в сторону практического строительства действительного коммунизма. После смерти Брежнева практически за один год очередной волюнтарист Андропов рывком погрузил сознание членов партии в чистоган хозрасчётной анархии. Теоретики занялись разработкой моделей хозрасчёта, и никто «не заметил», как, без шума, была уничтожена сталинская антикоррупционная система безналичного расчёта, ликвидированы Госплан и Госснаб, т.е. реально уничтожена пропорциональность и устойчивость производственного комплекса страны при сохранении вывесок на фасадах зданий. Генсек на год, Черненко, успел провести Пленум ЦК КПСС по вопросам развития и пропаганды теории марксизма, но был, как сообщают некоторые источники, случайно отравлен рыбкой. После Черненко ослабевшее общественное сознание сотен миллионов граждан СССР, миллионов членов КПСС и ВЛКСМ было добито, т.е. приведено к нулю горбаёвиной, ельцинизмом, кашпировщиной, чумаковщиной, джунами, вангами, всеми воспрявшими религиями. Новодворская и Сахаров на всех митингах открыто глумилась над всем советским, а в черепах идеологической комиссии ЦК КПСС извилины уже выпрямились.

Короче говоря, если ленинско-сталинский период по всем научным и практическим признакам уникален по масштабам Побед над капиталом, по глубине процесса очеловечивания общественного сознания, по размаху приобщения ВСЕХ трудящихся к основам научного мировоззрения, то после 1953 года начался, малозаметный для большинства, процесс всеобщей деградации содержания индивидуального и общественного сознания, процесс расчеловечивания людей, атомизации общества. А систему самообразования КПСС разработать не успела.

В этих условиях поводом для оптимизма может служить лишь то, что отливы мудрости, снижение адекватности общественного сознания происходили на фоне объективной реальности, не зависящей от сознания вообще, т.е. возможность для адекватной перезагрузки сознания существует вечно. Планеты спокойно двигаются по орбитам, близким к кеплеровским, метеоры несутся через точки Лагранжа, безразлично к тому, как противоречиво, порой абсурдно развивается ноосфера Земли на пути к тождеству с объективным бытием. Формы бесконечной материи развиваются, пространство остаётся бесконечным и потому неизменным, время течёт поступательно, бесконечно и беспрерывно. Т.е. заблудшему общественному сознанию противостоит вечное, безупречное, объективное, на что можно равняться, как на систему координат в аналитической геометрии.

Марксизм и интеллигенция

Что такое марксизм - знают многие из тех, кто его не понимают, но называют себя интеллигентами. Но, что такое интеллигент? Показательно, что этого слова нет в словаре живого великорусского языка B.Даля. Нет его и в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, хотя поминается слово «интеллектуализм» из английской философской системы платоника Кудворта. Те немногие, кто сами называют себя интеллигентами, приписывают себе некую моральную безупречность, связанную не столько с высочайшей компетентностью, сколько с нравственной возвышенностью над другой, не интеллигентной частью общества. Чаще других эту тему в лихие 90-е в рыночных СМИ обсуждал академик Лихачёв на фоне нарастающего раздела страны между олигархами, ОПГ, националистами и клерикалами. Он говорил, что интеллигентность нельзя отождествлять с образованностью. Но жизнь показала, что нельзя образованность путать с официальной, тем более, узкой дипломированностью, даже при отличных оценках по марксизму.

Одной из характерных черт современной интеллектуальной жизни в республиках бывшего СССР, является отказ либералов, демократов, клерикалов и нацистов от преподавания марксизма в учебных заведениях. Ныне широко пропагандируется ложь о том, что крушение СССР «доказало» несостоятельность марксизма. Однако истерический запрет на «несостоятельное учение», алогичен. Не запрещены же в РФ труды Канторовича, Абалкина, Арбатова, Бунича или Гайдара, хотя в своих диссертациях и монографиях они клялись марксизмом. Правда, книги этих авторов и при их жизни, годились лишь на то, чтобы аспиранты удлиняли ими списки якобы использованной литературы.

Как показала практика последних 200 лет, чем дальше теория политической экономии уходила от заделов буржуазных классиков, тем меньше закон стоимости беспокоил практиков капитализма. Они всё сознательнее погружали экономику мира в диспропорции, кризисы, чтобы раздавить своих мелких, но претенциозных конкурентов, развязать мировые торговые и горячие войны. Всё это ставит перед молодыми людьми вопрос: «можно ли избежать личных трагедий, если бороться только за личное благополучие». Письма в «Прорыв» свидетельствуют: последние 30 лет капитализма, непрерывная цепь нарастающих трагедий, возродили среди части современной молодёжи во всём мире искреннюю тягу к скрупулёзному исследованию самых фундаментальных вопросов теории бытия, т.е. марксизма. Т.е., как говорил Марк Твен, слухи о смерти марксизма, в очередной раз, несколько преувеличены.

Но, в учебниках истории или на лекциях в ВУЗах, если тема марксизма как-то и задевается, то лишь в интерпретации Ильина, Геббельса, Поппера, Солженицына, Новодворской, Сороса или Бжезинского. Иными словами, значительная часть официальной интеллигенции, заливаясь испанским стыдом, продолжает осуществлять то, что в своё время творила «святая инквизиция», царская жандармерия, ведомство Гиммлера, комиссия Маккарти, относительно всего, что представляло собой, хотя бы, крохи научного взгляда на общество. Перефразируя Некрасова можно сказать:
Интеллигенты с дипломом,
Суть комильфо, «иногда»,
Только разок им проплатишь,
Будут продажны всегда.

Большинство современных левых - эмоционально преданы идее социальной справедливости, истово веруют, что марксизм действует даже тогда, когда его тома просто стоят на полках библиотек. Но марксистом можно назвать только того левого, который «переселил» марксизм с книжных полок в свою память и к решению реальных вопросов подходит научно-теоретически, т.е. синтезируя прошлую и актуальную информацию на базе глубоко освоенного диалектико-материалистического метода.

Однако в среде левых, пока, наблюдается вопиющее непонимание путей освоения и внесения марксизма в общественное сознание. Например, недавно «Аналитический журнал Фотон» сообщил, о новой инициативе партии «Коммунисты России».

«Мы, - пишет один из официальных лиц партии, Сергей Малинкович, - направили письмо в Министерство образования России и просим, чтобы во все ведущие вузы вернули марксизм как дисциплину, как в советское время».

Но ещё больше впечатляет «обоснование»:

«Все российские банкиры, экономисты и прочие сотрудники, деятельность которых связана с внешнеэкономическими делами, … должны назубок знать марксизм и с его помощью переигрывать Запад».

Ход, конечно, хитрый, если знать, в какой стране правительство РФ сможет закупить готовых преподавателей марксизма, тем более, что марксизм не преподавался, даже, в СССР? Кафедры марксизма существовали, а единого предмета и специалистов, например, кандидатов и докторов марксизма - не было. Были дипломированные историки, философы, политэкономы, а марксистов не было, даже в ЦК КПСС. Брежнев тоже был очень хороший человек, дисциплинированный, преданный партиец, но не орёл марксизма.

Недавно в РФ была выпущена книга на 1057 страниц, в которой автор из КНР попытался уместить многое из марксизма в свете китайской исторической практики. Не исключаю, что эта книга принесёт большую пользу молодым коммунистам Китая. Но не уверен, что её содержание окажет необходимое влияние на современных россиян. Для марксиста истина всегда конкретна, и без привязки содержания к конкретным проблемам переживаемой эпохи, к конкретному состоянию общественного сознания, информация, построенная на опыте КНР, недостаточна, для формирования в РФ слоя марксистов необходимой компетенции после поражения, понесённого КПСС. Жаль, что многим членам партий с коммунистическими названиями пока неведомо содержание работы Ленина «Ученикам Каприйской школы».

Как показала практика, преподавателей марксизма не смогла воспитать даже КПСС, приказавшая долго жить именно потому, что к 1991 году в ней не осталось компетентных марксистов и, прежде всего, в ВУЗах СССР. Кто мешает «Коммунистам России» сегодня готовить марксистов, а потом делать их студентами и преподавателями современных ВУЗов? Только низкая компетентность собственных партийных кадров, примитивное содержание печатной продукции практически во всех современных партиях с коммунистическими названиями.

К сожалению, у противников марксизма задача неизмеримо проще: препятствовать развитию людей с младых ногтей. Для этого достаточно ЕГЭ, ЛГБТ, АУЕ, наркотиков, алкоголя, произведений Достоевского, Ницше, Ильина, Бердяева, Поппера, Солженицына, Шарпа.

Работа по оболваниванию населения в классовом обществе, всегда и везде, проводилась глобально, изобретательно, иезуитски безжалостно по отношению к головному мозгу миллиардов трудящихся. Да и в России, теоретики либерально-демократического и национально-клерикального типа пыжились «объяснить», не боясь показаться дюрингами, чем плох марксизм, тем более, ленинизм, в чем заключалась их, якобы, несостоятельность.

Интеллектуальные геростраты делают сегодня всё, что могут административного, цензурного, политического, чтобы марксизм стал недоступен сознанию масс. Они, как и Греф, уже сообразили, что обществоведческое невежество населения является важнейшим условием существования капитализма в эпоху, когда миллионы индивидов уже шага не могут ступить баз научных знаний, относительно адекватно отражающих технические и физиологические стороны бытия. «Точные» науки ныне изучаются в демократических странах совершенно свободно, и это хорошо для упрочения позиций материализма, но на кострах по-прежнему, время от времени сжигают книги и прочие носители научных знаний об обществе, не посягая на мракобесие, например, концепции «золотого миллиарда».

За 70 лет, прошедших после Сталина, значительное количество художественной и технической интеллигенции СССР разобрали на цитаты лишь диалоги профессора Преображенского и Шарика из «Собачьего сердца», кота Бегемота с Воландом из «Мастера и Маргариты», не говоря уже о монологах Остапа Бендера и репликах товарища Саахова. А вот, основные положения трудов классиков марксизма-ленинизма в советских ВУЗах и в системе партийной учёбы они конспектировали с унынием бурсаков. Сегодня, большинство бывших советско-антисоветских педагогов, в отношение теории марксизма действуют по принципу: «Так не доставайся ты никому. Сами не поняли и другим не дадим».

После Сталина, как он и предвидел, верхи КПСС динамично тупели и мелко буржуазились, но делали вид, что защищают коммунистическую теорию методом решительного запрета на самиздат и высылки диссидентов «в терновые кусты», на Запад, вместо того, чтобы показать населению самой читающей страны в мире всю мещанскую, националистическую и мистическую дурь пачкотни Ильина, Булгакова, Зощенко, Солженицына, Тополя, Амальрика, Буковского, Абрама Терца, Жванецкого и т.д.

После Сталина из практики КПСС, фактически, исчез такой эффективный и обязательный инструмент, как научно-теоретическая форма наступательной классовой борьбы. Постепенно стало забываться, что марксизм сформировался именно как научная теория, направленная на избавление общественного сознания от невольных и умышленных «ошибок» всех предыдущих и современных теоретических учений. Появлялись труды братьев Бауэр, Прудона, Лассаля, Мальтуса или Дюринга, читатели получали отточенный разгромный материал из-под пера Маркса и Энгельса. Стали социал-демократы обращаться к трудам Юма, Беркли, Маха, Авенариуса, читатели получили отточенные разъяснения Ленина по вопросам диаматики и экзистенциализма.

Именно известные самопровозглашенные интеллигенты советского периода, чьи имена сегодня никому не интересны, типа Деборина, Коротича, Цыпко, активно боролись за вакуум в политической образованности молодых людей, чтобы с ними было легко общаться, как с Псаки или с Карин Жан-Пьер. Многие учителя и поныне делают вид, что не видят связи между их борьбой против марксизма и массовым одичанием, кровью, пролитой в терактах и войнах в республиках бывшего СССР после 1991 года, особенно в Закавказье и на Украине, в странах Азии и Африки.

Более чем тридцатилетнее существование капитализма на территории бывшего СССР, чисто символическое присутствие при этом массы партий и групп с коммунистическим названием, доказывает, что действительных знатоков марксизма в стране катастрофически меньше, чем их было в России ко второму съезду РСДРП, хотя храбрецы-леваки не перевелись.

Это тем печальнее, что мировой капитализм, например, к 2017 году, с точки зрения объективного фактора, был уже больше готов к перестройке в мировой коммунизм, чем в 1917. Становится очевидным, что, в будущем, всё будет определяться зрелостью субъективного фактора, его соответствием нынешнему уровню развития производительных сил и производственных отношений. Тот субъективный фактор, который проявляет себя во французских, молдавских, английских, немецких, израильских забастовках весны 2023 года, абсолютно непригоден к переходу от политической трескотни к реальному созиданию коммунизма. Интересно, что привнесёт в мировую политику 2037 год, учитывая ускорение созревания объективных и субъективных предпосылок политических перетурбаций.

О двойственности интеллигенции

Одной из заметных особенностей психики большей части «советских» интеллигентов первой волны, оставшихся в России после 1922 года, вытекающей из их дореволюционной образованности, была противоречивость их мировоззрения, часто, по своей силе не уступающая, раздвоению личности, описанной в учебниках по психиатрии. С одной стороны, работники умственного труда, поставленные победой большевиков и Красной Армии над интервентами и белогвардейцами, в неожиданное для себя положение советских граждан и товарищей, осуществляли электрификацию, индустриализацию СССР, механизацию сельского производства, развивали точные науки, пытались стать социалистическими реалистами в соответствии с планами партии, а с другой стороны, эти же интеллигенты, в свободное от партийного контроля время, превращались в двурушников, чванов, стяжателей, эгоистов, карьеристов, развратников, мистиков.

Разделение умственного труда, узкая специализация людей науки, именно при капитализме, не могла не создать меньшинства реальных безобидных ученых-чудаков, Паганелей-Перельманов, но и большинство моральных уродов. Ведь именно монополисты, как никогда быстро ставили себе на службу все достижения науки, превращая их, прежде всего, в средства ведения войн и подавления сознания масс. Гениально узкие мыслители были целиком погружены в предмет исследования единичных проблем, на первый взгляд, чисто теоретического характера, не задумываясь о возможных социальных последствиях, типа «искусственного интеллекта», или упивались решением конкретных вопросов повышения, например, скорострельности оружия, силы взрывчатых веществ, мощности и скорости средств их доставки, повышения токсичности химических соединений и биологических средств. Чаще всего, хорошая оплата подобных видов «творчества, делала интеллектуалов, читай, большинство интеллигентов, азартными сторонниками милитаризма, фашизма, колониализма, абсолютно сознательной прислугой класса, который платил сумму, достаточную для сытой жизни.

Всё общественное бытие, отраженное в святых писаниях и романах, в том числе, бульварных, тревожили воображение первых советских, совсем недавно, буржуазных интеллигентов, сытым паразитизмом, развратностью, безнаказанностью и садизмом. Таких интеллигентов, любителей литературы, как Ягода, было полно и в ЧК. Мечты значительных масс формально советской интеллигенции об «изячной жизни» создавали «китайскую стену» на пути осознанного строительства коммунизма в СССР. В растленном влиянии «роскошного» западного дизайна, золоченных унитазов и животных образцов быта буржуазных элит, а не в военной угрозе, классики марксизма видели трудности социалистической революции и построения коммунизма в одной, отдельно взятой стране. Практически, все академические институты АН СССР, почти все театры, редакции и издательства в годы «перестройки» встали на путь антикоммунизма в обмен на шикарные обеды в ресторанах Макдональдс и импорт концентратов кока-колы.

Не будет преувеличением, если сказать, что подавляющей массе интеллектуальной прислуги сильных мира сего, религиозной, чиновной, научной и художественной элитам многие века льстило, когда извозчики, официанты, дворники называли их господами, а в Польше, в Чехии и на Украине - панами.

Поэтому, в 1922 году большая часть педагогических, художественных, инженерных, научных кадров мира, за редким исключением, с восторгом приняли НЭП в СССР и питали надежду на возврат капитализма, положительно оценивая новую денежную политику, возрождавшую, вместо военного коммунизма, буржуазный принцип оплаты, якобы, по труду. Ленин писал, что никакой иной мотивации, кроме мелкобуржуазного эгоизма, у бывшей буржуазной интеллигенции быть не могло и потому неопытная, недостаточно образованная Советская власть вынуждена была некоторое время идти на поклон к кулакам, купцам и интеллигенции, в том числе и иностранной, воспитанной в традициях империализма, расового и классового чванства.

Горькому, Фурманову, Серафимовичу, Шолохову, Островскому, Вишневскому оказалась подъёмной тема большевистской героики, жертвенности, прямолинейности в борьбе, оптимизма трагедий, но коммунизм рисовался ими поверхностно, бледными намёками. Даже мотив «против капитализма» выражен в этих произведениях не острее, чем у Джека Лондона, которому удалось передать тему труда при капитализме как нечто, убивающее в людях всё человеческое. Пожалуй, только в пьесе Горького «На дне» и в романе «Мать», капитализм - предмет убедительной, содержательной и детальной критики.

Алексей Толстой не смог назвать свой частично автобиографический роман иначе, как «Хождение по мукам», а не, например, «Заре навстречу». Этот роман, по своей художественной силе, мало уступает Шолохову, Ремарку или Пикулю, но, по степени близости к марксистским идеям - не более, чем зарисовки с натуры, как и «Тихий Дон», способный пробудить кое-какие чувства, но не убеждения. А.Толстой признавался Сталину, что ему по силам передать более или менее убедительно лишь кое-какие картины левого дрейфа части русской интеллигенции, но он не способен ничего написать о пролетариате в революции, поскольку не имеет о нём и коммунизме сколь-нибудь ясных и ярких представлений. С грехом пополам А.Толстой в «Аэлите» вывел гротескный образ товарища Гусева на Марсе, с которого, наверно, списан и образ «товарища Сухова», а вот образ инженера Гарина, показан правдоподобно, с детально выписанным внутренним мирком буржуазного инженера, для которого наука важна лишь в той части и постольку, в какой и поскольку она способна принести неисчислимые массы денег и удовлетворить абсурдные, самоубийственные прихоти и похоти.

Скорее всего, тогдашняя образованность А. Толстого в области марксизма, научного мировоззрения, мало отличалось от того, что знают современные либеральные интеллигенты о жизни гастарбайтеров.

Подражать или творить?
Когда стоит задуматься о смысле жизни?

До возникновения марксизма, т.е. науки об обществе, художественная литература, фактически, являлась единственным источником как интеллектуального досуга, светского бессодержательного развлечения, так и формирования мировоззрения людей на основе слепков с реальных, узнаваемых, уродливых, противоречивых сторон жизни общества. Обе эти линии воздействия литературы на сознание, вместе с её живыми авторами, сбежавшими и не сбежавшими из «эрефии», обладавшими лишь развитыми чувствами и знаниями в области правописания, продолжали оставаться факторами, формировавшими общественное сознание при очень поверхностном социальном наполнении. Поэтому нет никаких оснований говорить, что художественная литература в России после 1921 года могла стать безусловно советской по содержанию и партийной по глубине проникновения в социально-политическую проблематику. Партийный работник к тому времени в «богемных кругах» воспринимались не выше Макарушки Нагульного, а зачастую они такими и были: энергичными, верящими в светлое будущее, выполняющими решения партии, но легко поддающимися обману.

Советский лётчик-испытатель, заслуженный мастер спорта, знаменитый испытатель самолётов, Владимир Сергеевич Ильюшин, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза писал в своих воспоминаниях:

«Подражание - это как крюк для альпиниста: забил, подтянулся, новый крюк на полметра выше... Меня сначала «поднимал», наверное, мальчиш-кибальчиш, потом Корчагин. Менялся сам, менялись герои, которым хотелось подражать».

Герой СССР в моральном отношении, как и тысячи других героев СССР, оказался абсолютно беспомощным в деле защиты СССР от внутреннего врага. Все советские космонавты, Герои СССР, не смогли вырваться из привычки подражать. Им всем нечего было сказать в период разгула горбаёвины и ельцинизма, а образ Павки Корчагина остался в далёком детстве и не помог разобраться в разлагающем воздействии демократического централизма и хозрасчёта. Оказалось, что подражание художественным, литературным, киношным образам не имеет решающего значения в деле становления образованного строителя коммунизма.

За 14 лет преподавания в ВУЗах СССР и 32 года жизни без СССР, особенно работая в академических коллективах и негосударственных институтах РФ, я пришел к печальному выводу, что большинство коллег с высшим советским образованием, являлись носителями раздвоения личности: с одной стороны, добросовестные специалисты в узкой области, знатоки математики, физики, а с другой стороны, антикоммунисты с мещанским уклоном при отличных оценках в дипломе по марксистским «предметам».

Сегодня, частенько, бывшие члены КПСС, вступавшие в партию ради карьеры, задают коммунистам, не поменявшим знамён, ехидный вопрос: «Почему вся КПСС не вышла на защиту СССР и не отдала жизни в борьбе за коммунизм?» А потому, что в самой КПСС к 1991 году состояли преимущественно члены, абсолютно не представлявшие о того, что значит строить коммунизм, в чём его главная прелесть и, в чем состоит объективное богатство человеческой жизни. Мудрым ЦК КПСС уже никто не считал, а, что делать рядовые члены КПСС уже не догадывались. В значительной мере это объясняется умышленной, тонкой идеологической диверсией, осуществлённой интеллигенцией троцкистского и карьеристского пошиба в учебниках истории КПСС, философии, политической экономии и, т.н. научного коммунизма. Как шутили некоторые известные мне доктора экономических наук: «Что такое диссертация? Пространное заявление на повышение денежного оклада».

Иногда, литературные герои говорят, что они хотели бы ещё раз прожить свою жизнь без исключений. Интересно, могли бы это сказать те, кто в СССР был не на последних ролях: Листьев, Старовойтова, Юшенков, Немцов, Гайдар, Горбачёв, Ельцин … Я не раз встречал людей, которые говорили: «Хорошо, что мои родители не дожили до 1991 года».

Один из приятелей детства, сверстник, живший в соседнем дворе, учившийся, как и я, в бакинской школе №175, Володя Велиев, [фамилию я немного изменил, - В.П.] за несколько месяцев до своей кончины от «ковида», написал мне пространное письмо, из которого я понял, что, только уйдя на пенсию, завершив свою весьма динамичную карьеру, он, как и многие, попытался, наконец, не торопясь, взглянуть на свою жизнь, на жизнь стран с мировоззренческих позиций. Вот, что у него получилось:

«Добрый вечер, Валера. Я не знаю, что сегодня происходит в мире, заговор это или что-то иное. Но я вижу, что в России всё происходит не так как надо. Сегодня Россия находится в большой опасности: политической, экономической, военной, продуктовой… Почему это происходит при наших богатствах? Люди пожилого возраста пенсионеры ходят по помойкам, не могут купить себе достойную еду. Я не знаю, чем ты питаешься, но я не думаю, что все продукты, лежащие у тебя на столе, высокого качества. Мне довелось быть в советское время и в социалистических странах, и в капиталистических. Я принимал участие в строительстве нефтеперерабатывающего завода в Братиславе, и в советское же время был на приёмке оборудования для скважин Федеративной Республики Германии и с удивлением наблюдал, что люди и в социалистической Чехословакии и ФРГ жили много лучше нас.

После развала Советского Союза мне довелось попасть в Кувейт, богатейшую страну мира, где у власти находился эмир, царь по-нашему. Я попал туда как специалист по устойчивости объектов нефтяной и газовой промышленности в военное время, так-как заведовал специализированной лабораторией, единственной в мире, которая существовала в Советском Союзе. Они привлекли специалистов всего мира для ликвидации последствий «Бури в пустыне». За короткий промежуток времени всё было восстановлено в идеальном порядке, в том числе, за счёт моих предложений по использованию кинетической энергии самого газа. Но это долгий инженерный разговор.

Дело в том, что страна, управляемая эмиром, относилась к своим гражданам в тысячу раз лучше, чем сегодняшние наши руководители относятся к своему населению. Я к чему это говорю: маленький Кувейт сумел полностью восстановить свои, в основном, нефтегазодобывающие предприятия, а Россия, в течение 30 лет, занимается полнейшим разрушением своих замечательных предприятий. Хочу тебе сказать, что, до распада Советского Союза, каждая вторая скважина бурилась установками, произведенными в Советском Союзе, даже в Кувейте, который, в общем-то, отрицательно относился к Советскому Союзу. Я видел очень много советской техники. Это были и металлорежущие станки, и автомобили Минского завода, которые делались на экспорт и много другой техники, продуктов питания. При посольстве Кувейта был магазин, где люди просили купить такие нестандартные для Кувейта продукты как гречка, колбаса хлеб и многое другое.

Я не хочу сказать, что сегодня происходит в стране нечто злонамеренное, но то, что у нас что-то не так, это совершенно ясно. Кучка каких-то негодяев, которым в советские времена в западных странах никто бы не доверил подметать улицы, сегодня руководят государством. Ты военный человек и прекрасно понимаешь, что невозможно управлять современной армией, не имея специального образования, а нашей армии сегодня управляет человек, который дня не служил в армии, и то же самое касается почти всех основных отраслей промышленности. Сельским хозяйством управляет человек, который вообще не представляет, как растёт морковка. Я не знаю, как это назвать? Это, что, диверсия? Это что такое, вообще?

Я очень уважаю и тебя, и Лену, ваших родителей, и вообще, я считаю, что мы выросли в замечательное время среди замечательных людей. В нашем дворе было 80 квартир, жили люди 36 национальностей включая испанцев, немцев, чехов и болгар. Я не говорю о советских национальностях. Ты понимаешь, как сложно жить нашим детям, а особенно внукам, которые ничего хорошего в современной России получить не смогут. Мой сын работает в британской компании «British реtrоlеum», в Лондоне, и не собирается возвращаться. Он специалист, получает достойную зарплату, имеет достойную должность, которая оценивается вполне реально. Люди моего уровня, работающие в российских компаниях, получает зарплату в 8-10 раз меньше. Почему это происходит, я не понимаю.

Мы имели прекрасную авиационную промышленность, автомобильную, станкостроение… Почти все отрасли экономики у нас были, в достаточной степени, развиты. Да, мы сильно отставали в лёгкой промышленности, но учитывая сегодняшнюю открытость, не надо иметь семи пядей во лбу, а, просто, покупать лицензии на модные одежды производство бытовой техники и так далее и полностью обеспечивает себя всем необходимым. Япония, имея территорию в разы меньше России, имеет валовый продукт выше нашего. А наши люди не самые последние специалисты в мире. Я работал с немецкими специалистами, с американскими, английскими и никогда не чувствовал себя в чём-то ниже. Более того, они чаще советовались со мной так как у них несколько иное представление о производстве. Они более специализированы, т.е., если он энергетик, он знает только энергетику, не имеет никакого представления о гидравлике или о механике. Наши специалисты более широкого профиля. Может быть, это не очень хорошо, но, если уж ты специалист в какой-то области, то ты уже супер специалист.

Короче говоря, в общем-то мы сегодня переживаем не лучшие моменты нашей страны. Возможно, мы это заслужили. Я не верю, что сегодняшние наши специалисты в состоянии создать «лекарство», которое может победить эту рукотворная заразу, ковид… Так что, «будем посмотреть», чем всё это кончится. Я желаю и тебе, и Лене, и вашей дочке, сыну, внукам всего самого доброго. Мне очень приятно, что через такое продолжительное время мы помним друг друга и с большим уважением и внимательностью относимся друг к другу. Я прекрасно помню родителей Лены. Папа был не очень энергичным человеком, а её мама была лидером. Я помню её сестру. Короче говоря, это все люди, которые мне очень дороги. Я думаю, смысл моего послания понятен. Я уже очень плохо вижу, очень сложно нажимать на клавиши на маленьком Андроиде. Всего доброго, не болейте, берегите себя. С уважением к вам, Владимир Велиев».

Вот, такая, невыдуманная история жизни человека хорошо мне знакомого по детству и юности. Обычная для советских времён. Наше советское, отличное инженерное и условно «марксистское» образование, не помогло Володе, с его относительно аскетичным советским опытом, спокойно переварить материально-бытовой контраст, подсмотренный им в Братиславе, ФРГ и Кувейте. У некоторых моих сверстников элементы роскоши в жизни буржуазных и феодальных верхов вызывали нешуточную зависть и желание сбежать из СССР, как это сделали Нуреев, Резун, Беленко, Крамаров, Вишневская и т.д.

В своей социалистической молодости, особенно в эпоху Брежнева, Володя, как и я, мог распланировать личную жизнь на десятилетия вперёд, при уверенности, что и его потомки никогда не останутся без жилья еды, одежды, образования, работы, семьи. Ложью является байка о том, что лучшие квартиры, должности в науке и искусстве доставались только «комунякам». Академик Алфёров был членом КПСС, а лауреат сталинских премий, носитель самой секретной в мире информации, Сахаров, им не был, и это тоже опровергает сказки о том, что только членство в партии делало комфорт и карьеру в СССР доступным. Насколько я знаю, ни Кобзон, ни Магомаев, ни Антонов, ни Высоцкий, ни Пугачёва в КПСС не состояли, но жили достаточно купечески.

В СССР, в годы Брежнева, на 290 миллионов населения страны приходилось всего 15 миллионов членов КПСС, больше половины которых составляли рабочие и колхозники «от станка». Т.е. всего чуть боле 7 миллионов членов партии не стояли «у станка» до самой пенсии, жили на партийные взносы и могли делать партийную карьеру сельского, районного, областного и столичного масштаба.

Миллионы наших сверстников просто жили, учились, работали, женились по любви, получали бесплатно квартиры и, честно говоря, не очень задумывались над тем, как это связано со строительством коммунизма. В пионерском возрасте я бесплатно собирал металлом, макулатуру, ездил в колхоз Хачмазского района на уборку яблок, комсомольцем, курсантом военного училища помогал бакинским метростроевцам рыть котлован, лейтенантом, в сентябре 1968 год, при выполнении интернационального долга, ездил на уборку урожая моркови в госхозе ЧССР под Гавиржевом, в октябре 1969 - на уборку урожая «цукровых бурякив» в колхоз «Здобуток Жовтня», что в Теребовлянском районе. Слушателем военной академии работал на овощных базах, на уборке капусты в подмосковном совхозе. Преподавателем военной академии участвовал в ликвидации последствий американской диверсии на ЧАЭС, в ликвидации последствий землетрясения в Ленинакане в декабре 1988 года и до сих пор горжусь, что я с детства был полезен своей Советской Родине.

Но, по мере взросления, многие мои сверстники утрачивали чувство и революционной романтики, и романтики вообще, причастности к строительству коммунизма, и всё больше погружались в индивидуализм, мещанство, расчётливость и, тем самым, превращали свою собственную жизнь в уродливый советский карьеризм с тайным мелкобуржуазным содержанием, с завистливым подсиживанием, с «заглядыванием в чужие кастрюли», измеряя своё «счастье» количеством денежных знаков, независимо от их происхождения.

К сожалению, люди с техническими и художественными дипломами, за редким исключением, пренебрегали изучением методологи марксизма, а потому в их сознании причудливо сожительствовало потребительское отношение к советской стабильности, надёжности, уверенности в завтрашнем дне, как к чему-то второстепенному, с жаждой добавить к невинному социалистическому соревнованию откровенную конкуренцию ради власти и денежных доходов, погрузиться, как писал Шукшин, в буржуазный визуальный, сексуальный, гастрономический разврат, «выехать за рубеж» и… пройтись по улице красных фонарей. У большинства из них, к зрелому возрасту, уже отсутствовал «иммунитет», тем более, философский против воспалённых образцов «изячной» жизни колониального Запада.

Одной из самых зачитанных советской интеллигенцией книг, не имеющих ничего общего со строительством коммунизма, был мистический роман Булгакова «Мастер и Маргарита», а самыми затёртыми до дыр, были страницы главы «Великий Бал у Сатаны» в Спасо-Хаусе. Как пишет в интернете одна из любительниц истории Елена Шатрова:

«Считается, что 23-ю главу «Мастера и Маргариты» Булгаков переработал после посещения 23 апреля 1935 г. феерического приема в резиденции американского посла Спасо- Хаусе в Москве (Спасопесковский пер. 10). Елена Булгакова отметила в дневнике: «Я никогда в жизни не видела такого бала. Посол стоял наверху на лестнице, встречал гостей. Все во фраках, было только несколько пиджаков и смокингов. В зале с колоннами танцуют, с хоров светят прожектора, за сеткой, отделяющей оркестр, живые птицы и фазаны. Ужинали за отдельными столиками в громадной столовой, живые медвежата в углу, козлята, петухи в клетках. За ужином играли гармонисты».

Все так, очень похоже, фраки, лестница…», добавила от себя Елена Шатрова.

Жен «советских» писателей легко было поразить, поскольку и их мужья знакомы были с рыночными «удовольствиями» только «теоретически», как и с «похмельем» от капиталистического бытия, через которые, с детских лет, прошли, например, Горький, Джек Лондон. Но душевный комфорт не пришел к ним, даже тогда, когда они стали получать высокие гонорары. Поэтому Горький сблизился с социал-демократами, а Джек Лондон ушел из жизни от передозировки морфия. Биографы спорят: случайно или сознательно. Не секрет, что многие советские корифеи искусств, не владевшие марксизмом, тайно причащались западными мерзостями, всё больше погружаясь в алкогольное, морфийное забвение, плавно переходившее для многих из них в полное.

Народные «университеты», и близкое знакомство с Ленины, сделало Горького оптимистом по сравнению с Дж.Лондоном, Набоковым, Буниным или Резуном. Это Резун-Суворов, в качестве высших ориентиров жизни, ставил в своих интервью несостоявшуюся виллу на Бали, крупных омаров на обед, красное бургундское и… полное безделие, проклиная те 15 лет аскезы, которые он прожил, посвятив их написанию первых пасквилей на СССР, выслуживаясь перед новыми хозяевами.

Иногда спрашивают, откуда были деньги у Ленина в эмиграции? Горький, часто, извинялся перед Лениным в своих письмах, если не удавалось передать в партийную кассу более 10 000 долларов: гонорары за очередные выступления на Западе. Легко представить, на что потратил Резун свои гонорары.

Большинство левых теоретиков до сих пор не понимают, что «винегрет» социалистического бытия, состоящий из зелёных ростков будущего, проросших наверх из выгребной ямы капитализма, не способен сформировать в сознании масс однозначно коммунистическое мировоззрение. Бытие автоматически формирует сознание лишь у однобоко образованных или полностью безграмотных масс. И если бытие содержит в себе ещё не полностью разрешенные антагонистические противоречия, то в общественном сознании относительно необразованных лиц и борются благие лозунги с адскими соблазнами.

В первобытных условиях, в которых стабильный рост племени являлся объективным условием выживания и процветания каждой личности, в сознании индивидов превалировала кровная привязанность к ближнему, а потому гибель любого из соплеменников выливалась в похоронные ритуалы, несоизмеримые с современными, особенно, если дело касалось похорон героя или старейшины. Но, по мере развития отношений частной собственности, и в первобытном обществе любовь к ближнему заменялась конкуренцией, часто, венчавшейся заказным убийством.

Если человек не является глубоко информированным марксистом, то в бытовых вопросах он может мыслить только по-мещански, не видя ничего дальше своего носа. Уж какими мудрецами выставляла западная и кухонная молва Солженицына, Зиновьева, Маршала, Вишневскую, Токарева, Шафутинского, Аксенова… но и они не смогли прижиться на Западе, на плитах этого объективного кладбища интеллекта. Перед смертью они решили вернуться туда, где остались люди, с которыми ещё можно поговорить о Пушкине, Чехове, Толстом, Куприне... о которых давно забыли на Брайтон-Бич. Вопросы, возникающие в сознании многих людей на излёте их жизни, не получат ни одного конструктивного ответа на базе антикоммунизма.

В конце своего письма Володя характеризовал текущее материальное и социальное положение своего сына как приличное, но не видел ничего хорошего для своих внуков. И действительно, суета вокруг расширения блока НАТО, разговоры президентов всех развитых стран о ядерной войне, движение, в которое уже пришли некоторые виды ядерного оружия, массовые волнения в ведущих капиталистических странах, боевые действия в Сирии, Закавказье, на Украине не сулят безоблачное будущее внукам.

Показательно, в этом смысле, письмо, которое я получил из Львова, через год после государственного переворота на Украине, от Кирилла Корнеева, моего однокашника по Бакинскому ВОКУ, подполковника в отставке, участника боевых действий в Афганистане, кавалера двух орденов Красной Звезды, боевых медалей. На пенсии и его потянуло к размышлениям.

«7 ноября 2015. Здравствуй братуха! Давай пообщаемся... Я не здорово учился в училище, но кое-что запало в душу. Я думал, что такое социализм? И пришел к выводу, что социализм, - это такая общественная формация, деятельность которой направлена на социальную защиту её граждан... Наши отцы и мы пытались построить социалистическое общество, но с приходом к власти Сталина мы стали строить у…бище. Заводы и фабрики рабочим - нет, землю крестьянам - нет, от каждого по способности -каждому по труду - нет ...и т.д. Компартия превратилась в инструмент для достижения целей диктатора. Сегодня слово советская власть, это ругательное слово. А что же у нас сейчас? Сельсовет, райсовет, облсовет, Верховный совет. Это что не советская власть? Просто эта власть была подчинена диктатору и была инструментом в его руках. Ни хрена мы ничего не построили. Современная Компартия - трусливая, не способная ни к чему кучка идиотов. Почему нельзя рассказать людям, что произошло в действительности. Я думаю, что люди всё бы поняли и, как всегда, встали плечом к плечу. Извини за тупость, но я свой партбилет не выкинул и не сжёг».

«Забыл самое главное. Поздравляю тебя с ДНЁМ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ!»

Как видите, была возможность, но Кирилл довольствовался троечками по марксистским дисциплинам и, без малейшего напряжения ума, к старости, сам того не зная, твердо встал на… троцкистскую позицию. Но что-то не устраивало его. И пришлось боевому офицеру, орденоносцу, умело и героически выполнявший интернациональный долг под руководством КПСС, просить, чтобы кто-то и что-то ему объяснил. Таков объективный закон интеллектуальной деградации. Не усвоил на отлично марксизм, значит будешь жертвой клерикалов, националистов, троцкистов, фашистов и телефонных мошенников.

Своему однополчанину я ответил:

«Кирилл, рад, что тебя волнуют и вопросы политики, а не только, например, рыбалка и футбол. Я вообще всегда считал тебя настоящим мужиком и хорошим офицером. Свой офицерский долг ты выполнил, как надо. А я, прости Кирилл, учился в БВОКУ старательно, мне это нравилось, особенно то, что имел возможность хорошенько познакомиться с трудами Ленина. Маркса в БВОКУ я понял плохо. Сталина не читал. Потом, уже в академии, старательно перечитал Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Фрунзе, Макаренко, кучу всяких зарубежных военных и гражданских политических теоретиков. Поэтому, видимо, на социализм смотрю несколько иначе, чем ты. На мой взгляд, социализм, это период, когда наша страна, её народ, под руководством Сталина, пытались вылезти из глубочайшей исторической задницы, т.е. из капитализма в коммунизм, но ему мешали недобитые троцкисты и нарождающиеся чубайсы. Социализм, братуха, это не мечта человечества, а лишь промежность между капитализмом и коммунизмом. Там не может быть очень хорошо и комфортно всем людям в любом возрасте, в любой профессии. Шла борьба между старым и новым, между, например, ленинцами и троцкистами. Почти на каждом человеке социалистического периода было полно дерьма из капиталистических предрассудков. Вспомни службу. Сталкивался ли ты с придурками, карьеристами, готовыми ради своей карьеры загнать в гроб кого угодно? Сталкивался! Я тоже. Победа в ВОв стала возможной именно потому, что за 30-годы Сталин успел избавить СССР и ВКП(б) от большого количества дерьма, а военную экономику поднял так, как никто и никогда. Если у Путина сегодня кое-что получается, то только потому, что есть остатки промышленности, построенной при Сталине и все конструкторские бюро, заложенные в тридцатые годы. Если хочешь более подробно, то, пожалуйста, зайди на www.рrоriv.rи. Поздравляю с прошедшим праздником. Сам я встретил его под красным знаменем, побывал на двух красных митингах в Москве 7-го ноября. Обнимаю, Валерий». 22:56

Наша переписка на этом не закончилась. Однажды Кирилл поздравил меня с Рождеством или с чем-то подобным. Я ему ответил: «Спасибо Кирилл за поздравление, но бога нет».

«Валера, - ответил Кирилл, - я тоже никакой не верующий. Перед смертью сына заходил однажды в церковь, просил, чтобы его болячки перешли на меня. Сын скончался от рака, а всесильный добавил рак и мне, за компанию... Так и живу... пока. Праздники это вроде бы традиция ... Тупо поздравляю и отвечаю на поздравления».

Заключение

Широкую известность получило образное высказывание Путина о том, что люди, не сожалеющие о распаде СССР, не имеют сердца [Путин, видимо, не знал, что, например, у Рокфеллера в грудной клетке побывало 6 чужих сердец], а мечтающие о возрождении СССР, не имеют ума. Действительно, если бы у сожалеющих был ум, то СССР можно было бы возродить так же, как это сделал Ленин в 1922 году. Жуткое везение олигархов всего мира и их холопствующей челяди в отсутствии на планете ума ленинского уровня. Справедливости ради следует отметить, что многие из тех, кому хватило ума вернуть на территорию СССР капитализм, уже пали от рук киллеров с пулей в сердце, от панкреатита, диабета, СПИДа, суицида, рака, алкоголизма, наркомании, в террористических актах и т.д., т.е. по причинам, преимущественно капиталистического характера, от излишеств и жадности. Особенно обильную жатву капитализм собрал во время терактов, в гражданских и межнациональных войнах на территориях бывших республик СССР и в «войнах на дорогах». Такова цена отсутствия на планете ума, наполненного марксизмом настоящим образом.

Сегодня рыночные теоретики усиленно работают над созданием искусственного интеллекта. В эту работу вовлечены теоретики, практически, всех направлений. Но не нужно ходить к гадалке, чтобы знать, что это будет интеллект однополого эгоиста, беспрецедентного мерзавца, лгуна, развратника, негодяя, продажной шкуры, двурушника, стяжателя, возможно, с отличными математическими способностями, превосходящими любого современного биржевого спекулянта, телефонного мошенника, картёжного шулера, брачного афериста и либерального журналиста.

Конечно, разработчики могут попробовать заложить в основу искусственного интеллекта всё, что они знают об абсолютной идее. Но в истории наук нет ничего более детально разработанного по этой проблеме, чем работа Гегеля «Наука логики». Создателям искусственного интеллекта придётся досконально изучить этот труд гениального объективного идеалиста. Но, во-первых, пока, в мире нет программистов, компьютерных дел мастеров, которым бы удалось освоить диалектику, тем более, в гегелевском варианте, а во-вторых, добросовестное, творческое познание «Науки логики» неизбежно поднимет «прошивку операционной системы» личности программиста до уровня Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. А поскольку сегодня программированием занимаются люди далёкие от диалектики, тем более, материалистической, постольку искусственный интеллект будет выдавать человечеству советы, почерпнутые из «лучших» достижений Дария, Александра Македонского, Цезаря, Чингиз-хана, Мальтуса, Ницше, Черчилля, Гитлера, Поппера, Оппенгеймера, Теллера, Солженицына, Сахарова, С.Коэна, Джина Шарпа, Горбачева, Ельцина.

Сегодня подобные разработки производятся в обстановке строжайшей секретности, почти как в Лос-Аламосе, и нет надежды, что в качестве матрицы для разработки программы сегодня используется хоть что-нибудь из сочинений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна, Ким Ир Сена, Хо Ши Мина, Димитрова, Фиделя Кастро, Энвера Ходжи.

«Кто девочку кушает, тот её и танцует». Проект «искусственного интеллекта» вовлёк в свою орбиту отнюдь не любителей одиночек, а крупные организации, монополистические капиталы и государственно-партийные аппараты. Этот проект не может быть реализован кем-то одним, случайно, как это вышло, например, у Рентгена. А крупные, партийно- и национально организованные капиталы всегда преследуют свои, эгоистические конкурентные цели, завязанные на борьбу за господство над мировым рынком. А раз за дело взялись олигархи, то любой программист, как раб своей узкой специализации, станет наёмным рабом капитала, ходячей головой профессора Доуэля.

Развитие рыночного сообщества немыслимо без конкуренции. Это означает всеобщую лживость такого бытия. Любая программа, созданная на подобной матрице, может быть только программой войны всех против всех и только тиранией сильнейшей группы олигархов.

Печально, что в своей наиболее существенной части марксистская теория, тем более, по степени своей связи с практикой, остаётся вещью в себе, как бы абсолютной идеей, каузально заключенной в томах на полках, в её всё еще неразвернутом виде. А общественное сознание людей, относительно самих себя остаётся на доаристотелевском уровне, отличающемся от него лишь тем, что кто-то и что-то знает об электричестве, кто-то - о Менделееве, а кто-то - о Циолковском, о Вернадском и ничего о смысле единожды данной жизни, о счастье.

И тот далеко не марксист, кто рад, что запомнил, что надстройка соответствует базису, но не понял, что здесь речь ведётся о печальнейшем историческом обстоятельстве: сознание эксплуатируемых масс СООТВЕТСТВУЕТ эксплуататорскому базису и это объясняет историю от аппиевой дороги к утру стрелецкой казни, через кровавое воскресенье, мировые войны, крах СССР, тахрир, майдан и протесты французов против повышения пенсионного возраста, как будто существующий пенсионный возраст - верх блаженства. Такова история немарксистского общественного сознания и, потому его соответствия экономическим отношениям в форме частной собственности.

Сегодня земная ноосфера, в принципе, содержит в себе как тысячелетиями оточенную лживость эгоизма, так и все то победоносное и прогрессивное, что включает в себя понятие «марксизм-ленинизм», что могло бы сделать счастливым все человечество. Но, судя по печатной продукции, сегодня общество не имеет в своем составе ни одного человека, сознание которого, по содержанию и методологическому мастерству, было бы широко признано как безусловное продолжение дела классиков марксизма-ленинизма. Поэтому не только искусственный интеллект, но и реальная общественная практика, ещё некоторое время не способна будет вырваться за пределы буржуазного, клерикального, националистического недомыслия.

Правда, пока сохраняется шанс, что китайские теоретики, которые успешно идут по пути роста их научной автаркии и результативности, создадут свою технику и программу искусственного интеллекта, а потому в неё, в качестве матрицы, обязательно войдёт логика Маркса, Энгельса Ленина, Сталина, Мао Цзэдуна. Вот тогда появится надежда, что человечество пойдёт более динамично и однозначно по пути прогресса.

Судя по письмам в журнал «Прорыв», «лёд тронулся, господа присяжные заседатели». Тот факт, что марксизм Наука и её стоит изучать, превращается в четкое осознание растущим числом студентов гуманитарных и технических вузов, гимназистов и школьников старших классов из различных социальных групп, в том числе, «среднего класса». Причем, что самое важное, они марксизм изучают, прежде всего, самостоятельно и уж не с таким «прилежанием», как это было последние лет 70 после смерти Сталина.

Апрель 2023
Написать
автору письмо
Ещё статьи
этого автора
Ещё статьи
на эту тему
Первая страница
этого выпуска


Поделиться в соцсетях

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
№2 (75) 2023
Новости
К читателям
Свежий выпуск
Архив
Библиотека
Музыка
Видео
Наши товарищи
Ссылки
Контакты
Живой журнал
RSS-лента