Можно ли победить инфляцию
в условиях рыночной экономики?
Одной из методологических причин низкой эффективности борьбы с инфляцией является сам термин «инфляция», уводящий от изучения подлинных причин существования, т.е. сущности явления, к описанию различных внешних сторон «вздутия» каналов денежного обращения. Особое внимание во всех учебниках и монографиях уделяется количественному исследованию динамики инфляции. Но если бы подобный метод имел исчерпывающую научную ценность, то он помогал бы и в других важных областях, например, при лечении раковых заболеваний. Медики только и делали бы, что совершенствовали методику подсчета численности раковых клеток, а из динамики их размножения пытались бы вывести принцип лечения и не ломали бы голову над причиной возникновения самого заболевания. Иными словами, сегодня в экономической теории нет должного баланса между качественным и количественным анализом явлений.
К вопросу о решении проблемы
транспортных пробок при социализме
Коммунисты все чаше и чаще поднимают такую, казалось бы, небольшую проблему, как автомобильные пробки в крупных городах. Пробки - это тот факт повседневной жизни, который затрагивает если не всех, то очень значительное количество населения, пользующееся наземным транспортом, между тем взаимосвязь между ростом продаж автомобилей и ростом пробок настолько явна, что многим «левым», и коммунистам, в том числе, представляется привлекательным использовать этот вопрос для иллюстрации неэффективности капиталистического производства.
Обычно все происходит так: указывая на основную причину пробок как стремление автогигантов к увеличению продаж (что именно так и есть), левые разных мастей призывают население, апеллируя к «здравому смыслу», экологическим и транспортным проблемам в противном случае, к выгоде для общества в целом, пересаживаться на общественный транспорт, потому что в настоящих условиях общественный транспорт позволит сократить совокупные общественные издержки на транспорт, сэкономит ценные для человечества углеводороды и увеличит пропускную способность дорожной сети. Однако, как это частенько бывает, научная идея в руках у обществоведчески неграмотных «левых» деятелей, не обременивших свой мозг марксизмом, обрастает чудовищными антинаучными наслоениями. За деревьями многие энергичные, но необразованные леваки не видят леса, в итоге борьба с пробками у них закономерно выливается не в борьбу за социализм, а в борьбу с легковым автомобилестроением вообще. Причем в силу необремененности мозга периодически скатывается к луддизму
За революционность партии
(еще раз о прописных истинах)
После распада КПСС на ряд самостоятельных партий, называющих себя коммунистическими, не прекращались переговоры и в низах и в верхах коммунистического движения об объединении. Однако реальный робкий объединительный процесс происходит в форме возвратно-поступательных колебаний. Какова причина подобного развития событий. На мой взгляд, необходимо обратить внимание, прежде всего, на ряд обстоятельств, которые явились первоосновой всех поражений коммунистов в послесталинский период, привели к разгрому социализма в СССР и сегодня не позволяют коммунистическому движению набрать силу.
Прежде всего, это глубокий теоретический кризис. Могут возразить, что сейчас теоретической работе уделяется немалое внимание. Но и в СССР ею занимались миллионы людей и сотни институтов. Тем не менее, несмотря на это, сегодня социализм во многих странах отступил, а буржуазная пропаганда нагло глумится над идеологией коммунизма. Но не потому, что капитализм стал сильнее или история засвидетельствовала его правоту, а потому, что коммунисты стали теоретически слабее. Компартии, несмотря на многомиллионные численности и добротное организационное построение, до сих пор не смогли выполнить предназначенную им роль носителя прогресса, проводника передовых идей и организатора их воплощения в жизнь. Современные коммунисты отстали в уяснении действительности и, как следствие, утратили понимание внутренних связей происходящих событий.
Что значит понять?
Существенным заблуждением современной познавательной практики является то, что слово понимание практически не используется в качестве глагола, обозначающего процесс движения мысли от неведения к истине. Между тем, в каждый момент времени понятие содержит в себе истинной информации об объекте ровно столько, сколько добыто именно в данный момент времени. Если по какой-то причине процесс постижения сущности и истины остановлен, то остановилось и формирование понятия, а вместе с этим начинается отставание данного понятия от практики. Понятие проблемы возможно исключительно как движение мысли к истине, к постижению сущности более высоких порядков через развитие методов познания данного класса явлений. Попутно следует напомнить, что сущность явления - объективна и не зависит от того, познана она или нет, а истина, хотя и субъективна, т.е. существует только в сознании, но она остается истинной в меру её тождества сущности объекта исследования.
«Социализм с русским лицом»
и его обитатели
Однако, как любой настоящий «борец» с «догмами истмата», господин Кара-Мурза ничего не нашел лучшего, как быстренько трусливо забыть довод о негодности «социальных интересов» и заявить о «конъюнктуре». Такие речи достойны поцелуев не только правоверных зюгановцев, но и пылких объятий буржуазии. Впрочем, есть в этих речах и крупица правды: революции и заговоры, как в прочем и другие акты классовой борьбы не могут не происходить вне «каких-то негодных социальных интересов» (т.е. «конъюнктуры»), выросших на основе каких-то «негодных объективных предпосылок». Господин Кара-Мурза потому и заявил о «негодности» понятий исторического материализма, чтобы грудью встать против «богоборчества», «ереси», «заговоров и революций». У него есть, как он любит иной раз выразиться, «проект», в котором трудящиеся христосуются с угнетателями, веруют в боженьку и уважают начальство. Не случайно такой «проект» стал необычайно популярен у разного рода обывателей и литературных лабазников, вроде А.Елисеева, о котором сказано будет несколько позже. И не случайно такие сочинения в ходу нынешних российских правых оппортунистов, а некоторые идеи в ходу и у «левых» оппортунистов.
2-й «Исаевский» батальон
Сам я эмигрировал из Литвы после событий 1991 года в Вильнюсе. Сейчас там чествуют «лесных братьев», местных карателей, а моя мечта увековечить память бойцов 2-го «Исаевского» батальона 937-го полка 256-й стрелковой дивизии Калининского фронта. Конечно, таких батальонов в Великой Отечественной войне было тысячи, а бойцов - миллионы. Так почему именно 2-й батальон?
Дело в том, что я живу на том самом «нашем» берегу Исаевского ручья, работаю неподалеку за Бежецким шоссе в войсковой части. Часть наша никак не связана с описанными событиями. Больше того, дислоцирована она на этом месте уже после войны. Однако часть необычная, уже можно сказать, что это полигон наших «звездных войн». Но это отдельный разговор. Я гражданский персонал, - отвечаю за связь в батальоне. Каждый день хожу на работу прямо по «линии фронта». Огород у моего дома буквально нашпигован осколками бомб, мин и снарядов. Винтовочные гильзы - это «наши» от трехлинейки Мосина, а тупорылые пули и хвостовики мин - это немецкие, прилетели с той, не «нашей» стороны ручья. Битые кирпичи от церквушки, что разбомбили немцы - повсюду. Под моим домом проходит траншея, а на том, берегу ручья немецкий заросший бетонный ДОТ...